17 лет успешной работы в сфере подготовки к ЕГЭ и ОГЭ!

2134 поступивших (100%) в лучшие вузы Москвы

Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и предметным Олимпиадам в Москве

Свяжитесь с нами
8 (495) 643-69-44
Последняя волна записи:
день
час
мин
сек
Записаться на обучение!
У Вас возникли вопросы?
Мы обязательно Вам перезвоним:

Оставьте свой номер телефона, и мы обязательно Вам перезвоним:
+7 ()

Пример: +7(916)1234567

<< К списку статей

«Я знаю, но объяснить не могу!»

Речь - это, пожалуй, главный дар, которым обладают люди. Человек, грамотно и ясно излагающий свои мысли, всегда вызывает уважение и создает положительное впечатление о себе. Умение правильно, связно и логично высказывать свою точку зрения прививается с детства, совершенствуется в процессе обучения, а отрабатывается в повседневной жизни. Долгое время грамотного изложения учебного материала требовали в школах. Старшее поколение, конечно, помнит учителей, которые никуда не спешили и, задавая на дом пересказ параграфа, терпеливо выслушивали все, что ученик мог рассказать, при этом терпеливо исправляя ошибки. И это наблюдалось на всех уроках, где устное изложение теоретического материала было обязательным. Таким образом, постепенно ученик от «заучивания» параграфа переходил к осмысленному логическому пересказу, учился излагать текст «своими» словами, понимать смысл изложенного.

Что же мы видим сегодня? В погоне за «высокими» образовательными стандартами учителя не имеют времени, а зачастую и желания,  выслушивать устный рассказ ученика. Тем более что это теперь и не нужно вовсе - у нас есть тесты, подготовка к которым - главная задача любого педагога. Правильно выбрать нужный ответ из предложенных 4 или 6 - вот предел мечтаний. Самое страшное, что проверка усвояемости материала тоже проходит в виде теста, и даже на уроках литературы! Это привело и приводит к тому, что выпускники школ не умеют излагать свои мысли. Они прекрасно знают, какой ответ выбрать из предложенных вариантов, как угадать, как найти его методом исключения, но абсолютно не способны устно, развернуто ответить на тот же самый вопрос, т.е. фактически не видят картины в целом.

«Благодаря» тестовой системе образования, у учащихся происходит накопление отдельных, не связанных логически между собой знаний. Такие знания называются фактическими, или фактологическими. Фактические знания, в отсутствие методологии их упорядочивания и систематизации, формируют в умах людей фрагментарную картину организации всего живого и неживого. А в головах детей создается хаотическая система знаний, подобно калейдоскопу. Увлекательная, и между тем, бестолковая игрушка «калейдоскоп»: повернешь его влево - и разноцветные стекляшки случайным образом создают одну картинку, повернешь  вправо - и вот уже новая, совсем не похожая на прежнюю картинка. Вот так и в сознании формируется «калейдоскоп знаний», а вернее «калейдоскопический идиотизм», когда человек не может сопоставить связанные между собой факты, а, например, «биология», «физика» и «химия» становятся абсолютно изолированными друг от друга науками. Противоположностью калейдоскопической картины мира является «мозаичное мировоззрение», когда каждый факт-пазл стоит строго на своем месте в мозаике и прочно связан с другими фактами. Такое, мозаичное, представление системы знаний слагает единую, целостную картину мироздания, где, даже если человек не знает какого-то определенного факта, он может логически «дойти» до него, основываясь на имеющихся знаниях. Последствия калейдоскопического идиотизма, охватившего бескрайние просторы нашей Родины и мира в целом, весьма печальны - все меньше и меньше школьников способны самостоятельно идти вперед и развиваться. 

Глобальные изменения за последние годы претерпело и наше бытовое общение. Сленг уже не является признаком субкультуры, он проник во все слои общества и не собирается сдавать свои позиции. Преградой замусориванию языка должно стать образование, дающее молодежи навыки грамотного устного и письменного общения. К сожалению, с введением ЕГЭ на это не приходится надеяться.

Каждый год к нам приходят ученики, которые не владеют своим родным языком вовсе. Нет, они не немые, они прекрасно общаются со сверстниками, но ответить на элементарный вопрос «своими» словами, не выбрав предварительно ответ из теста, они не могут. А письменная речь находится еще на более низком уровне - присоединяется чудовищная безграмотность! «Каша» в словах означает такую же неразбериху в мыслях,  поэтому о качестве усвоения материала говорить не приходится. Вот и вынуждены мы, педагоги, «заставлять» рассказывать материал устно, «клещами вытягивать» слова, задавать письменные проверочные работы. Иными словами - заставлять думать и говорить. Быть может такие, пусть редкие и нецентрализованные, попытки повлиять на существующую систему образования дадут свои положительные результаты в будущем?..

Сысолятина Е.В., Рогожин В.Н.


  • Образовательный Центр "ПАРАМИТА"

    Адрес: г. Москва, ул. Образцова, 14 (2 этаж)

    Рядом с метро Достоевская, Марьина Роща, Белорусская

    Телефон: 8 (495) 643-69-44

    Электронная почта: info@paramitacenter.ru

  • Вход