17 лет успешной работы в сфере подготовки к ЕГЭ и ОГЭ!

2134 поступивших (100%) в лучшие вузы Москвы

Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и предметным Олимпиадам в Москве

Свяжитесь с нами
8 (495) 643-69-44
Последняя волна записи:
день
час
мин
сек
Записаться на обучение!
У Вас возникли вопросы?
Мы обязательно Вам перезвоним:

Оставьте свой номер телефона, и мы обязательно Вам перезвоним:
+7 ()

Пример: +7(916)1234567

<< К списку статей

Учить бы рад, да унижаться тошно…

Последние выходные сентября... Обычный рабочий день для сотрудников Образовательного Центра «Парамита» - знакомство с новыми учениками и радостная встреча со «старичками». И вновь одна и та же история, повторяющаяся многократно, с разными подробностями: «В школе плохие учителя, не дающие даже минимального базового уровня. Что уж говорить о возможности поступления в вуз без дополнительной подготовки! Вся надежда на курсы или частных репетиторов!» Это те слова, которые мы слышим из года в год. И каждый раз задаем себе один и тот же вопрос: почему в школах непрофессиональные педагоги, а вокруг так много замечательных, судя по отзывам учеников, частных репетиторов и преподавателей образовательных центров? Откуда берутся «слабые» школьные учителя и «сильные» репетиторы?

Итак, посмотрим на проблему действительно низкого уровня школьного образования глазами учеников, их родителей и учителей.

Гнев и недовольство родителей выпускников понять нетрудно: в школах зачастую нет преподавателей по некоторым предметам месяцами, а иногда и годами. И это несмотря на заявления министра образования Фурсенко А.А. о том, что у нас в стране 200 000 «лишних» преподавателей, место которым в детских садах! Кроме того, те учителя, которые учат наших детей, часто  обладают недостаточной квалификацией. Во многих случаях, знаний, полученных на школьных уроках, абсолютно недостаточно для написания части «В» и «С» тестов ЕГЭ. Существует также и проблема недостаточного количества учебных часов в неделю по некоторым предметам. Например, в отдельных школах на биологию в 10-11 классах отводится всего лишь 1 час в неделю.

Все эти проблемы, без сомнения, знакомы большинству родителей наших учеников. Но можно ли требовать высокого уровня образования при сложившейся в настоящее время ситуации?

Итак, кто он, современный учитель? Это, конечно, женщина, старше среднего возраста, утомленная работой, как минимум, на полутора, а то и двух ставках, ибо по-другому заработать в школе на жизнь просто невозможно. Несмотря на то, что восемнадцатичасовая рабочая неделя многим кажется недостаточно интенсивной по сравнению со стандартной 40-часовой, это не так. Учитель должен иметь возможность подготовиться к уроку, повторив не только конспект, написанный 20 лет назад, но и изучив новую дополнительную литературу,  а также текущие требования к сдаче ЕГЭ. Кроме того, для проведения полноценного занятия необходимо спланировать ход урока, подготовить экспериментальную часть занятия, оставить время на опрос и решение тестовых заданий. Все это невозможно сделать, работая на 2 ставки, проводя по 6-7 уроков в день и оставаясь на дополнительные занятия. Кроме того, важно учесть и высокую интенсивность и напряженность работы учителя. Следовательно, большинство уроков становятся простой формальностью как для педагога, так и для ученика.

Во многие московские школы уже пришли такие «новинки» техники, как мультимедиа и интерактивные доски, использование которых позволяет сделать качественный скачок в подаче, и, следовательно, усвоении материала. Однако в силу своего возраста большинство учителей-пенсионеров просто не в состоянии угнаться за техническим прогрессом, а остальным для использования на уроках этих методов просто не хватает времени. Таким образом, авторитет учителя, не идущего в ногу со временем, в глазах современных учеников, в совершенстве владеющих любыми техническими средствами,  заметно падает.

С другой стороны, вопрос об элементарном уважении учителя как личности стоит в современной школе очень остро. С повышением индивидуальной ценности каждого учащегося, декларирования прав и свобод учеников (что, без сомнения, важно) учитель ощущает себя абсолютно незащищенным от произвола: произвола не столько властей, сколько собственных воспитанников. И причина сего кроется не только в личности учителя, но и в изменении системы ценностей. Так, ни для кого не секрет, что среди подростков престижным считается высокооплачиваемая работа, дорогая одежда, машина и прочие атрибуты «успешной» жизни. К сожалению, обычный учитель в такую систему координат никак не укладывается. А раз он не является успешным,  значит, просто неудачник, не нашедший в жизни ничего лучшего. Такой человек, без сомнения, уважения не заслуживает. И, к сожалению, подобный взгляд формируется не из воздуха, а зачастую культивируется обществом, СМИ и даже родителями. Поэтому возможен сам факт появления сериала «Школа». Ведь как бы его ни ругали, это, хоть и утрированное, но реалистичное изображение действительности.

Кроме того, в настоящее время в обычной общеобразовательной школе просто не существует системы контроля за «трудными» учащимися. Всем, и в первую очередь, ученикам понятно, что самому злостному двоечнику и нарушителю дисциплины все равно поставят итоговую тройку за год. Иначе будет «суд» над директором, а учителям-предметникам, посмевшим выставить «неудовлетворительно», придется не только заниматься с второгодником дополнительно и бесплатно, но и писать объемистые отчеты об успехах сего предприятия. Результат вы видите сами: в классах растет количество тех, кто не хочет учиться. При этом заставить этих ребят заниматься невозможно ни по-хорошему, ни по-плохому. Они знают свои права, обязанности учителей и осознают полную безнаказанность любых проступков.

Между тем, лишь при желании ребенка учиться, а также работая в «одной упряжке» с родителями, школьный учитель может реализовать свой потенциал, который, чаще всего, у него есть. Вот откуда появляются «сильные репетиторы» - те люди, которые любят свое дело, детей, но понимают, что в школьных условиях эффективно и с полной отдачей работать крайне сложно.  Они пытаются найти (и находят) свою нишу либо как частные преподаватели, либо как педагоги курсов подготовки в вузы. А в школе остаются те, кто в силу возраста уже не может найти другую работу, а также женщины средних лет, на которых школа пока и держится. Среди них есть действительно профессионалы, достойные уважения. Но даже они не в состоянии на высоком уровне преподнести материал классу из 20-25 человек, половине которого данный предмет неинтересен или не требуется для сдачи ЕГЭ. И самая малочисленная категория - это молодые специалисты, выпускники педагогических вузов, которых пытаются привлечь в школы значительными надбавками (что, кстати, вызывает недовольство старших коллег). Их совсем немного, этих энтузиастов, но и они довольно быстро понимают, что реальная школа очень далека от того представления, которое у них складывалось в институте. Требовать от них, неопытных педагогов, фантастических результатов, по меньшей мере, нелепо.

Таким образом, катастрофический уровень нашего среднего школьного образования - закономерный результат тех процессов, которые происходят в обществе в последние годы. Пока образование молодого поколения считается обузой для бюджета, а учительский труд не ценится государством и обществом, Россия не сможет вернуть себе имидж страны с одной из лучших систем образования в мире.

Сысолятина Е.В.


  • Образовательный Центр "ПАРАМИТА"

    Адрес: г. Москва, ул. Образцова, 14 (2 этаж)

    Рядом с метро Достоевская, Марьина Роща, Белорусская

    Телефон: 8 (495) 643-69-44

    Электронная почта: info@paramitacenter.ru

  • Вход